«Не отказывать же!?»

Иван Александрович Паникаров, председатель Ягоднинской районной общественной историко-просветительская организации «Поиск незаконно репрессированных», организатор музея «Память Колымы», является энтузиастом своего дела, посвящая общественной работе все свободное время, поэтому информация о деятельности организации получилась красочной и душевной. Орфография и пунктуация автора сохранены.

Сентябрь в этом году для Ягоднинского музея «Память Колымы» по истине жаркий (в переносном смысле, конечно). Дел навалилось уйма и гостей, в т. ч. и из-за океана, за две недели с десяток пожаловало. Московский музей Истории ГУЛАГа попросил прислать, как можно скорее, несколько газетных публикаций 1990-х годов и писем переписки с бывшими заключёнными Колымы и их родственниками для выставки, которую планируют открыть к началу октября. Областная библиотека им. А.С. Пушкина попросила подготовить фотографии и документы на мероприятие, посвящённое первому директору Дальстроя Э.П. Берзину. Магаданские архитекторы просят помочь найти сведения о нескольких репрессированных коллегах… Ну, не отказывать же людям!? Вот и погрузился в работу.

А тут 3 сентября звонок и приятный женский голос: «Здравствуйте! Вас беспокоит мировой суд…» Как-то сразу вздрогнул от слова «суд» (хотя ни в чём не виноват!). Но потом на том конце провода сказали, что сотрудники этой правовой структуры хотят посетить музей. Опять – не отказывать же!? Трое милых, приятных и очень разговорчивых девушек больше часа рассматривали экспонаты, задавали вопросы и восхищались уголовными делами 1950-х гг. (есть в моём архиве и такие бумаги). Уж очень понравилась судьям совсем простецкая, но смысловая экспозиция, документы и фотографии прошлых лет и особенно мой рассказ о прошлом Колымы, в т. ч. и благоприятных, бурных годах развития и процветания региона после закрытия лагерей. Изъявили желание съездить на остатки какого-либо лагеря…

Второе воскресенье сентября, выпавшее на восьмое число, тоже стало «гостевым» днём. Уж этой посетительнице я не мог отказать, так как она за неделю предупредили меня, что обязательно приедет в Ягодное. Гостьей оказалась милая молоденькая девушка из Франции Панасенко Полина Григорьевна. Она родом из Москвы, окончила школу-студию МХАТа и сейчас живёт и работает артисткой в Париже, играет роли в спектаклях, снимается в кино. Спрашиваю её: «А что вас привело на Колыму?» Ответ очень удивил и… обрадовал: «Я специально приехала посмотреть ваш музей «Память Колымы». В интернете много информации нашла о вас вот и решила поехать. Меня интересует история. Вот я и здесь!» («Значит, не зря живу!» – думаю). Кроме посещения музея Полина Григорьевна побывала на «Серпантинке» (памятник жертвам репрессий, где расстреливали заключённых), о которой я рассказал ей подробно на месте. Отправив гостью на следующий день рейсовым автобусом, я вновь погрузился в работу – сканирование материалов для музея ГУЛАГа, подготовка документов в библиотеку на берзинскую выставку, поиск сведений об архитекторах. Разложил бумаги на столе и на полу.

12 сентября, часов в пять вечера, – звонок в дверь квартиры. Спрашиваю: «Кто?» Слышу: «Можно к вам в музей?» Помялся немного – бардачок ведь развёл. Ну, уж люди пришли, не отказывать же им? Открываю дверь. Заходят две дамы и двое мужчин. Здороваемся, знакомимся. Одна из женщин поясняет, что её спутники туристы-пенсионеры из города Окленд, что в Новой Зеландии. «Вот это да!» – думаю. Приглашаю и предупреждаю, что обстановка рабочая. Гости улыбаются, кивают, мол, ничего, понимаем. А зайдя в комнату, где экспонаты, охают и ахают и начинают спрашивать. Около получаса я рассказывал им о том, что в Интернет и в иных СМИ много неверной информация, т. е. лжи, о Колыме… В общем, убедил их в том, что этот суровый край многим людям, в т. ч. и бывшим заключенным, мил и дорог! И что хороших людей здесь всегда было больше…

Проводив гостей, начал готовится к следующему (13 сентября) мероприятию – экспедиции со школьниками Ягодного на место бывшего посёлка Усть-Утиная, что на берегу реки Колымы, где в разное время находились два лагеря: исправительно-трудовой в 1940-50-е годы и пионерский, функционировавший в 1960-70 годы. Кстати, остатки того и другого до сих пор сохранились…
А в субботу 14 или в воскресенье, если дождя не будет, опять поездка-экспедиция на остатки населённых пунктов Пищевой, Усть-Таскан, Эльген, Таскан.

Об этих экспедициях расскажу после возвращения.

Иван Паникаров,
Краевед по воле рока,
пос. Ягодное, Магаданская обл.