Экспедиции на остатки лагеря «Днепровский»

В этом году более полусотни колымчан с участием, в качестве гида, представителя Ягоднинской районной общественной историко-просветительской организации «Поиск незаконно репрессированных», побывали на остатках исправительно-трудового лагеря «Днепровский». Сегодня его посещают, как говорится «и конные, и пешие». Далеко не каждый желающий может туда попасть (от Магадана и от Ягодного почти по 300 км), а транспорт необходим высокопроходимый.

Но желающие находят время и транспорт, чтобы отправиться в таёжную глухомань. Так 19 сентября этого года в очередную поездку-экспедицию поехало больше десятка магаданцев, среди которых были преподаватели СВГУ (Северо-Восточный государственный университет) и представители УФАС (Управление Федеральной антимонопольной службы) по Магаданской области, сотрудники областного краеведческого музея и Государственного архива Магаданской области, предприниматели и даже пенсионеры. Все эти люди – колымчане, интересующиеся прошлым региона, в т. ч. и «чёрной» страницей его истории – репрессиями.

Выехав из Магадана в 6 часов утра, экспедиция к полудню прибыла на окраину рабочей зоны бывшего рудника-лагеря «Днепровский», после чего разошлись по направлениям, указанным гидом. Кто-то (в составе группы были «туристы» преклонного возраста –за 70 лет) пошёл низом, а молодые (30-40-летние) устремились к вершинам сопок, где было около десятка штолен с брошенными орудиями труда (вагонетки, лебёдки, буры, кайла и т. д.), штук 5-7 сторожевых вышек и несколько деревянных полуразрушенных строений.

С «достопримечательностями» верхней части (на сопках) бывшего оловянного рудника знакомились около двух часов. Потом сошлись в условленном месте и отправились на рудосортировку (длинное, метров 20, помещение с транспортёром, по которому транспортировалась добытая в штольнях руда, и ненужная, пустая порода выбрасывалась в проёмы в стенах в стоявшие внизу вагонетки, а касситерит – оловянная руда – ссыпался в ёмкость в конце транспортёра и отправлялся на переработку на обогатительную фабрику). Следующим объектом был изолятор (место для нарушителей лагерной дисциплины).

К лагерному кладбищу, расположенному на возвышенности, добирались через заросли кустарника и стланика. Участники экспедиции сожалели, о том, что здесь происходило в прошлом, а также были удивлены виду захоронений – ровные ряды могил в виде аккуратных продолговатых холмиков из камней. В Интернет, газетах, кино и видео, во многих книгах о лагерных погостах рассказывают, как об абсолютно бесхозных местах, иллюстрируя их горами трупов и костей.

В нижней части лагеря-посёлка, обследовали территорию у мощного копра (высокое строение из брёвен), где решётчатые двери так скрепят, нарушая таёжную тишину, что становится страшно. Группа зашла в поселковую (не лагерную) баню, к сожалению, рухнувшую, посетив по другие разрушенные строения по пути следования. А чуть ниже копра – опять удивились, увидев огромные бетонные фундаменты с анкерными болтами под мощные двигатели. Несмотря на свой, не менее чем 70-летний «возраст» (лагерь возник в начале 1940-х гг.), а также дожди, морозы, жару и прочие природные явления, они выглядят, как новые.

В ходе экскурсии, конечно же, было много вопросов, на большинство из которых гид дал ответы. В ходе разговоров рассматривался вопрос поездки-экспедиции на остатки таких лагерей, как «Бутугычаг» (Тенькинский р-н), «Каньон» (Среднеканский р-н) и «Эльген» (Ягоднинский р-н). Вполне возможно, что Ягоднинская районная общественная историко-просветительская организация «Поиск незаконно репрессированных» осуществит одну (возможно несколько) поездок к некоторым из указанных лагерей.

Иван Паникаров,

участник экспедиции на остатки

лагеря «Днепровский».