Экспедиция РГО обнаружила обломки самолета-разведчика времен ВОВ на дне колымского озера

Путешественник Богдан Булычев в редакции «МП» рассказал, что их планируют поднять и восстановить машину

Путешественник Богдан Булычев, возглавляющий экспедицию по поиску обломков самолета в колымском озере Майорыч, подтвердил, что на дне находится уникальный морской ближний разведчик МБР-2.

Напомним, что экспедиция началась летом 2021 года. Тогда нашли обломок крыла военного истребителя. Опознали воздушное судно по информационной табличке, сохранившейся на его внутренней стороне. Использовался МБР-2, скорее всего, для обслуживания аэродромов Алсиба: доставлял золото на основной аэродром Сеймчана, откуда оно перегонялось на Аляску по ленд-лизу.

По теме: Обломок истребителя времен Великой Отечественной войны нашли на Колыме

Во время второго этапа поисков, который провели этим летом, команда решила выяснить находится ли там только часть от крыла или есть вероятность, что там целый самолет.

Как рассказал член команды, специалист по поиску авиационной техники и археолог Алексей Желонкин, с помощью металлоискателей и специального оборудования удалось найти достаточно большое по площади место, где лежат останки самолета.

– От места залегания того самого крыла мы углублялись к середине озера, там нашли кованый багор. Начали вокруг расширять зону поисков и к обеду третьего дня обнаружили место шириной около трех метров, а длиной восемь, где было много сигналов от металлоискателей, – говорит Алексей Желонкин. – Там достаточно глубоко и есть заилиность. Хотели погрузиться с аквалангами, но погода не позволила это сделать.

На данный момент, по словам руководителя экспедиции Богдана Булычева, участники экспедиции передали бортовой номер лючка, который был на крыле, в Москву, чтобы выяснить более подробную информацию о самолете и понять, в чью юрисдикцию он входил. Скорее всего, он относился к НКВД.

– Ребята готовят карту залегания обломков, другие занимаются исторической справкой. Во время третьего этапа, летом 2023 года, мы погрузимся в озеро, чтобы конкретно знать, где какая деталь располагается, а в четвертый приезд, зимой, будем вымораживать и поднимать части самолета. Если извлекать их обычным способом, то можно повредить, – объяснил Богдан. 

МБР-2 разработан в ЦКБ МС под руководством Георгия Бериева. Выпускался с 1934 по 1940 год и активно применялся в период второй мировой войны, в качестве патрульного транспортного и спасательного разведчика, Перестал эксплуатироваться в 1946 году.

Всего был выпушено 1351 такой самолет.

Известен случай применения самолета в качестве бомбардировщика. С МБР-2 Каспийской флотилии в 1942 году бомбили штаб немецкой дивизии в Элисте. У летчиков имел прозвище «амбарчик» и «корова».

Испытания машины показали, что МБР-2 обладал хорошими летно-техническими характеристиками, которые намного превосходили показатели зарубежных машин подобного типа.

Богдан Булычев планирует восстановить самолет и оставить исторически ценный экспонат в регионе.

– Мы планируем привлечь к работе по реставрации и сборке самолета волонтеров – студентов средне-профессиональных образовательных учреждений. Нам как раз нужны плотники, слесари и автомеханики, – поделился руководитель экспедиции. – Это уникальный самолет, на сегодняшний день есть две деревянные копии, а тот, что лежит сейчас на дне озера имеет военно-истерическую ценность.

 

Источник: https://magadanpravda.ru/