Симбиоз спорта, технологий и шоу: как развивается киберспорт в Магадане

Компьютерный спорт развивается в Магадане уже три года. Геймеры из “лампового” хобби и любви к играм создали организацию, в которой обучают колымских киберспортсменов. О метаморфозе образа игрока, полезных навыках в виртуальном и реальном мирах, обязательной сдаче нормативов ГТО, психологическом спокойствии в киберсхватке, а также об успехах сборной региона — в интервью MagadanMedia с представителями Федерации компьютерного спорта Магаданской области.

Более 20 лет назад Россия стала первой страной, которая официально признала киберспорт. Но про развитие дисциплины сразу забыли, и он был исключен из реестра. Только с 2016 года компьютерные соревнования возродили на государственном уровне. Российские спортсмены создали из хобби полноценную индустрию. “Ламповое” увлечение и любовь к компьютерным играм стали точкой отсчета и для магаданского киберспорта.

Всё началось, как обычно, с компьютерных игр. Мы создали небольшое сообщество друзей по интересам, “кочевали” из игры в игру. Сначала по сетке играли, потом перешли в интернет. Во взрослом осознанном возрасте захотели большего“, — рассказал президент Федерации компьютерного спорта Магаданской области Антон Бережной.

Мы инженеры связи, всю жизнь работаем с компьютерами. Сейчас уже сами почти не играем. Но любовь к играм не ушла, она просто эволюционировала. Теперь мы учим киберспорту“, — отметил член президиума Федерации компьютерного спорта Магаданской области Валдис Блумитис.
 
В Магадане и до основания федерации проводили соревнования по компьютерным играм, но, когда закрыли все киберклубы в городе, активность сошла нет. Возродились культура в 2019 году, когда появилась площадка, на которой можно было играть. Магаданцы начали проводить собственные локальные чемпионаты, но роста для игроков не было, городские состязания становились “потолком” в развитии. В 2021 году Антон Бережной зарегистрировал НКО “Федерация компьютерного спорта Магаданской области”, в этом же году получил статус регионального отделения Всероссийской ФКС.

Антон Бережной: “Федерация компьютерного спорта России в 2021 году была представлена уже в 90% субъектов страны. Мы обратились в ФКС, и на нас сперва большую ставку не сделали, возможно, из-за малочисленности региона. Но мы достойно заявили о себе, рассказали о перспективах и возможностях. О них мы рассказали лично президенту Федерации компьютерного спорта России Дмитрию Смиту. Он был крайне удивлен, что магаданские ребята приехали на отборочные игры Федерации. В этот же год мы получили благодарственные грамоты за стремительное развитие регионального отделения ФКС в короткий промежуток времени“.

Поддержали ребят и на Колыме. В департаменте физической культуры и спорта Магаданской области заявили, что за киберспортом — будущее. В ведомстве сразу поняли, что парни хотят развивать новые для региона спортивные дисциплины, и что “подвальный образ игромана” абсолютно не соответствует действительности кибериндустрии.

Антон Бережной: “Почему первоначально сформировался негативный образ? В 90-х никто ни за чем не следил, все были предоставлены сами себе. А когда нет системы, мы получаем негативный итог — инфраструктуру подвальных клубов с отрицательной внутренней атмосферой. И если бы мы работали над индустрией еще с 2001 года так, как работаем сейчас, то образ киберспортсмена уже давно бы положительно устоялся.

Сейчас киберспортсмены — это лидеры мнений, ведущие за собой молодежь. Образ кардинально изменился. И в первую очередь, этому поспособствовало введение сдачи нормативов ГТО. Просто посидеть за компьютером дома уже не получится. Нужна серьезная физическая подготовка“. 

Отношение к компьютерному спорту пока довольно скептическое. Большинство по-прежнему считают, что это просто многочасовое сидение перед экраном и игра “в стрелялки”. Однако, как и любой спорт, кибердисциплина предполагает наличие определенных навыков и мышления, а сами занятия развивают полезные реальной жизни качества.

Валдис Блумитис: “Стратегии, например, развивают тактическое мышление. С помощью своих логических размышлений спортсмен может рассчитать, что сделает соперник и выстроить свой победный план действий. Тактические бои развивают скорость реакции, скорость принятия решений. Технический симулятор, полеты на дронах например, — за счет той же физики действий, что и на реальном дроне, спортсмен может прокачать свои навыки с правом на ошибку, без технических потерь“.

Антон Бережной: “Развивается память. Вы только представьте, в Dota (18+) 130 героев, у каждого — по четыре способности, у которой свои характеристики по урону и стоимости. Всё это нужно знать наизусть, чтобы вовремя применить или оценить противника, чтобы быть успешным в игре. Мы уже говорили, про сдачу нормативов ГТО: 30% тренировок киберспортсмена занимает физическая подготовка. Нужно бегать, прыгать, плавать, но не сидеть за компьютером“.

Кроме того, ФКС уделяет много внимания безопасности здоровья. Для хорошего самочувствия киберспортсменов федерация позаимствовала лучшие отечественные и зарубежные практики для сохранения зрения, осанки. Основной уклон профилактических упражнений делают на состояние кисти руки — самой уязвимой части тела киберспортсмена.

Обучают магаданских профессиональных игроков и информационной безопасности: как не стать жертвой мошенников, как уберечь персональные данные, как защитить свои богатства в виртуальном и реальном мирах. Ведь не секрет, что компьютерный спорт связан с коммерцией.

Антон Бережной: “Киберспорт — это уникальное явление. Это не просто вид активности, а симбиоз спорта, технологий и шоу. Поэтому и отношение к КС должно быть другое. Коммерческая мотивация придумана не нами, ее используют во всем мире. Поэтому во всех своих грантовых проектах мы прописываем отдельной строкой сумму на призовой фонд. В проведенных нами соревнованиях сумма поощрения участников достигала 100 тысяч рублей”.

Как и в любом спорте в КС существуют разряды и высшие федеральные звания, которые присваивают за выполнение норм и требований Единой всероссийской спортивной классификации. Третий разряд можно получить, успешно выступая на официальных соревнованиях любого уровня, второй — начиная с чемпионата муниципального образования, первый — с соревнований на уровне субъекта РФ. На данный момент в Магаданской области пять киберспортсменов со вторым разрядом и пять — с первым. Статус игрока важен как для личного развития, так и для командного состава.

 

Валдис Блумитис: “Чтобы попасть в хорошую команду и продержаться там, нужно заработать авторитет, прокачать свои скиллы. Российские киберспортсмены — сильнейшие на мировой арене. Практически в каждой зарубежной профессиональной команде есть наш соотечественник, потому что развивают все навыки сразу”.

 

В региональном отделении ФКС как раз и занимаются развитием киберспорта со школьной скамьи. Начали — с региональных соревнований Всероссийской интеллектуально-киберспортивной лиги (школьной лиги) в 2021 году. Приняли участие 5 городских школ, в каждой сборной по 9 человек. Правительство региона выделило субсидию на проведение соревнований в размере 100 тысяч рублей, на них арендовали компьютерный клуб, закупили подарки для призеров состязания. Но главной наградой для победителей стала путевка на дальневосточный этап школьной лиги. В 2022 году в интеллектуально-киберспортивной лиге в Магадане приняли участие уже больше ста школьников. В оба сезона сильнейшими игроками стали спортсмены из сборной гимназии “Английской”. В прошлом году ребятам не хватило совсем немного баллов, чтобы пройти на федеральный уровень соревнований. В октябре на Колыме планируют провести новый сезон “Школьной лиги”.  

 

Валдис Блумитис: “Мы надеемся, что к нам придут новые сильные ребята, и они уже будут более мотивированы, зная, какую планку задали их предшественники. Надеюсь, что удастся подключить к соревнованиям и муниципальные округа. Мы уже были в поселках, пообщались с представителями школ, “Точек роста”, оценили технические возможности проведения состязаний в этих образовательных учреждениях. Родители лично подходили, говорили, что дети очень хотят играть в нашем отделении ФКС”.

 

Также в Магадане проводят студенческие лиги по компьютерному спорту и Чемпионат по КС Магаданской области, где к городским киберспортсменам присоединяют игроки из поселка Ола. Из лучших формируется сборная Колымы, которая представляет регион на Чемпионате России.

 

Антон Бережной: “Магаданская область показывает неплохие результаты, доходим до середины турнирной таблицы. Но надо понимать, что другие регионы опережают нас в развитии компьютерного спорта на 5-6 лет. У этих субъектов уже есть главные драйверы КС — профессиональные клубы. Мы тоже планируем дойти до этого уровня. А сейчас нас мотивируют наши спортсмены, впечатления магаданских ребят от поездки на Чемпионат России — бесценны”.

 

Для развития региональному отделению Федерации компьютерного спорта России нужна своя локация. С этим вопросом президент Федерации компьютерного спорта Магаданской области Антон Бережной обратился к главе региона и руководителю областного департамента спорта. На встрече обсудили передачу оборудованных помещений для работы ФКС в новом спорткомплексе “Президентский”.

Антон Бережной: “Это было бы идеальным местом для нас. Вся инфраструктура под рукой. После обучения киберспорту ребята сразу могут пойти в зал или в бассейн. Там же в спорткомплексе ребята могли бы проходить осмотр перед соревнованиями в медицинском корпусе. 

Если смотреть в будущее, то там было бы удобно развивать новое направление компьютерного спорта “фиджитал” (phygital, соединение слов physical и digital — прим. редакции). В нем спортсмены сперва сражаются в дисциплинах компьютерного спорта, а потом выходят на настоящее поле. Это всё можно реализовать в “Президентском“”.

Совершенствование компьютерного спорта на Колыме зависит не только от поддержки властей, участия школьников, понимания родителей, но и в целом от изменения восприятия киберспортсмена в обществе. То, что ребенок проводит своё свободное время в играх, это нормально. Проблемы возникают тогда, когда он зависает в виртуальном мире часов по 10 ежедневно, и вступает из-за этого в конфликты с родными и близкими. Это и есть та самая игровая зависимость, которую Всемирная организация здравоохранения признала заболеванием в 2022 году. Направить в нужное русло кибердосуг школьника — этим и занимается Федерация компьютерного спорта в Магадане.

Антон Бережной: “Мы пытаемся из компьютерных игр взять всё хорошее и нивелировать всё плохое.

Если ребенку нравится электронный спорт, то мы сделаем так, что он будет развиваться социально, профессионально, а возможно — и сможет зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом. Как и в любом другом виде спорта, тренер системно может обучить кибернавыкам, мастерству, работе в команде, а также психологическому спокойствию.

И всё это без многочасового сидения за компьютером“. 

Источник: https://magadanmedia.ru/news/1560392/