25 – 27 октября 2024 г. большинство сотрудников Ассоциации Российских музеев Памяти приняли участие в «Форуме Памяти. 1924», проходившем в Москве. Сегодня членами данной Ассоциации являются 58 российских музеев из 30 регионов. А участвовало в форуме около полусотни музейщиков из 22 регионов и более десятка из Московского Музея истории ГУЛАГа.
В течение двух первых дней сотрудники музеев вместе с модераторами и спикерами обсуждали-дискутировали «Как музеям говорить о трудном прошлом», «Что такое коллективная память и как её меняет современный мир», «Опыт музеев в работе с трудным прошлым», «Связь истории и психологии», смотрели и обсуждали фильм-выставку «Город-герой Ленинград» и, конечно же, общались между собой.
А в последний день Форума знакомились с новичками Ассоциации, вступившими в неё в этом году, в т. ч. и с магаданкой В.И. Смирновой, представлявшей на форуме музей Вадима Козина и проект памятник жертвам репрессий «Маска скорби».
Так получилось, что мне удалось в Москве принять участие ещё в одном важном для меня мероприятии – презентации книги рассказов и стихов колымчанина А.Ф. Суздальцева, отдавшего Колыме полсотни лет, из которых Ягоднинскому району более 40-ка – редактировал газеты «Синегорье» и «Северная правда». Более десяти лет я работал с Анатолием Фёдоровичем в Ягоднинской районной газете. Подробно о самой презентации рассказывать не буду, так как дочери поэта Снежана, Айнана и Наталья планируют презентовать книгу в Магадане и Ягодном. Скажу лишь, что в этом мероприятии по электронной видеосвязи участвовала его дочь Наталья, живущая в Магадане, и многие колымчане, кто знал Анатолия Фёдоровича, в т. ч. глава Ягоднинского района Надежда Олейник и директор Ягоднинского Дома культры Светлана Пестерникова. И расскажу немного о том, как встретили меня в Москве его дочери и члены «Колымского братства» (магаданское землячество «Северное притяжение»).
Снежану и Айнану, я узнал сразу, также, как и они меня, ну и с Виктором Кахновичем, мужем Айнаны, работавшим ранее в Ягодном начальником ЯРОВД мы по земляцки обнялись – были хорошо знакомы. А самым первым встречал меня у входа в солидный московский Дом национальностей, где проходила презентация, Павел Лысов в 1980-90-е гг. работавший журналистом в одной из магаданских газет и с которым я в те годы встречался пару раз. И он меня узнал.
Вообще-то, в такой «глухомани», как Москва, не ожидал столько встреч. Кроме упомянутых выше знакомых меня узнали ещё двое колымчан сусуманка Людмила Партолина, работавшая в 2010-е гг. заместителем главы Сусуманского района, и Фёдор Редлих, австриец по национальности, а по сути русич, с которым я познакомился и подружился лет 5-7 назад. В 1960-е годы он работал в Магаданской области фотокорреспондентом одной из республиканских газет Советского Союза.
А какую он мне картину-фотографию подарил – редчайшая потому, что абы кого не пускают фотографировать Кремль с высоты птичьего полёта.
И ещё две интересные встречи. Женщина примерно моих лет подходит ко мне, протягивает руку и говорит: «Я вас знаю!» Я аж вздрогнул, думаю, откуда? А она: «Моя хорошая знакомая лет пять-семь назад была у вас в музее в Ягодном и многое о вас рассказывала…» Обменялись визитками. Читаю: «Правительство Москвы. Комитет общественных связей… Суслова Марина Никоновна, зав. сектором по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий».
И последняя встреча тоже необычная. Подходит девушка лет 30-35 и спрашивает: «А вы Голощапова знаете?» Я сразу отреагировал: «Юрий Фёдорович!?» Она: «Да. Я его дочь, Ирина!» «А он сам где?», – спрашиваю. «А сейчас позвоним, он в Ростовской области живёт…» Дозвонились, поговорили. С Юрой мы в 1991 году ездили на остатки лагеря «Холодный» в районе п. Стан-Утиный, фильм снимали…
29 октября прилетел в Магадан, а на следующий день – на рейсовый автобус и домой, в Ягодное.
30 октября – День Памяти жертв политических репрессий, к которому непосредственное отношение имеет Ягоднинский музей «Память Колымы» и его филиал в Доме культуры «Колымская Атлантида». Сотрудники ДК со знанием дела организовали на 31 октября (так как я был в дороге) мероприятие, посвящённое этой дате и 30-летию со дня открытия упомянутого выше музея.
И в 18 часов в этот день в Дом культуры п. Ягодное пришло человек тридцать. Здесь была организована фотовыставка – около сотни биографий и фотографий реабилитированных колымчан, информация о Дне Памяти жертв политических репрессий, видеопрезентация музей «Память Колымы», где было представлено более 200 фотографий орудий труда и быта, одежды и обуви, мебели и посуды, посёлков и остатков лагерей, письма заключённых и документы 1930-50-х гг., рисунки, картины лагерной поры, газеты прошлых лет, около 500 узнаваемых лиц колымчан на общих фотографиях 1930-1990-х годов.
Все пришедшие на 30-летний юбилей музея «Память Колымы» получили в дар книгу «Берзинская Колыма», в которой речь идёт не столько о негативе в годы правления Дальстроем Э.П. Берзина, сколько о позитиве, о котором рассказывают бывшие заключённые и архивные документы тех лет.
Материал подготовил ИВАН ПАНИКАРОВ,
п. Ягодное, Магаданская обл.