Вперёд – в прошлое!

Публикуем очередное интересное историческое эссе руководителя Ягоднинской районной общественной историко-просветительской организации «Поиск незаконно репрессированных» Ивана Александровича Паникарова, посвященное юбилейной дате организации.

Речь пойдёт, конечно же, о ПАМЯТИ, которую хранит общество «Поиск незаконно репрессированных», существующее в п. Ягодное Магаданской области. В 2024 г. оно отметило 25-летний юбилей, хотя, по сути, старше почти на 10 лет.

Начиналось всё довольно просто, обыденно и без всяких проблем в 1982 году, через год после моего приезда на Колыму, на прииск им. М. Горького. Ну а дата 11 апреля 1990 года стала днём регистрации общества как Ягоднинского ПОСЕЛКОВОГО в Ягоднинском поселковом Совете… А 19 февраля  1999 г. Управление юстиции Магаданской области перерегистрировало общество в Ягоднинское РАЙОННОЕ.

В 1981 году в посёлке им. М. Горького я жил в общежитии в одной комнате с пожилым москвичом ЕВГЕНИЕМ ВАСИЛЬЕВИЧЕМ БАРСУКОВЫМ. К нему в гости вечерами, особенно зимой, часто приходил местный житель, тоже в годах, ПЁТР МИХАЙЛОВИЧ ЖИРКОВ. Хозяин радушно встречал гостя, всегда приходившего, как говорится, не с пустыми руками. К столу приглашали и меня. Выпив рюмку «белой», я благодарил и плюхался в кровать – читать книгу. Евгений Васильевич и Пётр Михайлович не столько употребляли водку, сколько оживлённо, но как-то тихо и с опаской беседовали. Невольно их разговор был слышен мне, и я очень даже заслушивался, но не подавал виду, держа перед собой книгу или газету. Оказывается, они отбывали наказание в одном из лагерей Колымы – «Туманном» (был такой прииск и при нём лагерь). Пожалуй, с этого и начался «поиск незаконно репрессированных» – я подружился с этими людьми…

В 1983 г. переехал жить в Ягодное и начал интересоваться не только теми, кто прошёл колымские лагеря, но и ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и вообще старожилами Колымы. Почему? Зачем? Не знаю. Из моих родных в годы репрессий никто не пострадал, но я почему-то занялся поиском. Наверное, всё-таки, там, на верху, в небесах, кто-то есть. Этот «Кто-то» и направил меня в исторические дебри – в 1980-е гг. не принято было заниматься этой темой. И пришлось мне торить путь по бездорожью, вперёд – в прошлое, и до сих пор я продираюсь сквозь заросли равнодушия и безразличия многих государственных структур, бдительно хранящих информацию о лихой године на Колыме, да и в целом в стране…

В 1988 году, в разгар так называемой «перестройки», районная газета «Северная правда» опубликовала около 100 фамилий реабилитированных граждан, с указанием мест их рождения, отбывавших наказание на Колыме. Меня, конечно, заинтересовал этот список, и я написал около полусотни писем по адресам, указанным напротив фамилий, так сказать «на деревню дедушке». Писал только в сельскую местность на имя председателя сельского/поселкового Совета, с пометкой на конверте «поиск незаконно репрессированных», адрес от такого-то года. По логике вещей в небольших населённых пунктах люди должны знать и помнить друг друга. И я не ошибся – получил более 30-ти ответов, с указанием адресов родственников репрессированных и даже самих репрессированных. Теперь уже писал письма непосредственно адресату…

В 1989 году, не без мытарств, получил разрешение в районном Совете народных депутатов на посещение архива Ягоднинского и Оротуканского паспортных столов, откуда выписал десятки сотен фамилий реабилитированных граждан (после реабилитации бывшие узники получали новые паспорта, и в анкетах были сведения о судимости и реабилитации). Опять написал несколько сот писем в сельскую местность…

А потом в Ягоднинском поселковом Совете зарегистрировал общественную организацию «Поиск незаконно репрессированных». Заказал печать и начал официально обращаться в правоохранительные органы, и в начале 1990-х гг., практически, на все свои запросы (около 200 писем) получал исчерпывающие ответы…

К концу 1993 года переписывался почти с тысячей бывших заключенных колымских лагерей и их родственниками (переписку эту храню). С сотнями встречался как на Колыме – в районах Магаданской области, так и на «материке» – в Москве, Волгограде, Ростове-на-Дону, Ленинграде и др. городах. К этому времени в моей квартире скопилось немало газет и журналов с материалами не только о репрессиях, но и об истории Колымы, книг, написанных колымчанами, в том числе присланных из Польши, Израиля, Германии, Англии, США, а также экспонатов, привезённых из лагерей. Супруга ворчала, но понимала меня… И, к весне 1994 года, когда я уехал в командировку в Магадан, купила мне под будущий музей двухкомнатную квартиру…

Полгода делал ремонт и обустраивал помещение, и 30 октября 1994 года в День памяти жертв политических репрессий (День заключенного в СССР) состоялось открытие моего частного музея. Людей пришло очень много, даже не помещались в квартире. Теперь у меня было своё место, где я мог никому не мешая заниматься данной темой. И сегодня этот музей – «Память Колымы» – существует у меня в квартире в Ягодном…

А письма шли и писались ежедневно по три-пять штук. В 1994 – 1997 годы я обратился более чем в 30 российских газет с просьбой откликнуться бывших заключенных колымских лагерей. Мои обращения были напечатаны, и поток писем существенно увеличился. Кроме того обращения были опубликованы в средствах массовой информации Израиля, Польши, Греции, Италии, Германии, Англии, США, откуда тоже пошли письма. Люди присылали не только свои воспоминания, но и адреса товарищей по несчастью, с которыми вместе находились в лагерях. Завязывалась новая переписка…

На сегодня я располагаю: подшивки районной газеты «Северная правда» с 1954 года; десятки тысяч фотографий и документов колымчан, как бывших заключенных, так и вольных, и более полутора тысячи публикаций о них в упомянутой выше газете и Магаданских областных СМИ; орудия труда и предметы быта заключенных – нары, тачка, кайло, лампы, одежда, кружки, миски, чайники, сделанные руками заключенных из консервных банок, «колючка», штык и патроны от винтовки и пистолета, найденные на месте лагерей; фотографии и сведения о двух десятках лагерей (о некоторых есть видеозапись), в т. ч. «Кинжал», «Бутугычаг», «Холодный», «Каньон», «Малтан», «Эльген», «Утинка», «Кварцевый» и другие, где я побывал за последнее тридцатилетие; подробные исторические сведениями о Ягоднинском районе и более полусотни посёлков, существовавших в разные годы; сведения с фотографиями о тысячах ветеранов Колымы, в т. ч. и Великой Отечественной войны, а также около 100 тысячами биографий бывших лагерников Дальстроя; дети Колымы – фотографии и краткая информация о школах, пионерских лагерях, пионерских отрядах и т. п…

С 1995 года выпустил более 40 книг и брошюр с воспоминаниями колымчан, в т. ч. 19 бывших заключённых колымских лагерей в серии «Архивы памяти». К печати готовы воспоминания ещё нескольких колымчан, как бывших заключённых, так и вольных… А с 2015 г. в серии «Малая родина» выпущено 9 книг об истории колымских посёлков, и больше 20 памятных металлических знаков колымских посёлков с золото-серебряным покрытием.

За время своей добровольной деятельности мною написано свыше 5000 писем (не считая электронных), как старожилам Колымы, так и их родственникам, в правоохранительные органы, музеи, региональные «Мемориалы», библиотеки, различные фонды, правовые и властные структуры. Получены тысячи ответов. Кроме того с августа 1999 года переписка ведётся по электронной почте… Организовано и осуществлено со взрослыми Колымы и детьми школ Ягоднинского района около 70 историко-краеведческих экспедиций по заброшенным населённым пунктам и остаткам лагерей. Организовано не менее 30 фотовыставок к памятным и юбилейным датам, в т. ч. и ко Дням Победы…

Общество «Поиск незаконно репрессированных» активно сотрудничает с ОГКУ «Ресурсный центр поддержки общественных инициатив» при Правительстве Магаданской области; Государственным архивом Магаданской области (ГАМО); Магаданским областным краеведческим музеем; музеями школы № 1 в Магадане, ягоднинским и дебинским школьными музеями; Ягоднинской районной библиотекой и областной библиотекой им. А.С. Пушкина; Домом культуры посёлка Ягодное; Управлением  образования Ягоднинского муниципального округа и десятками неравнодушных жителей Магаданской области.

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Иван Паникаров,

председатель общества

«Поиск незаконно репрессированных»,

пос. Ягодное, Магаданская обл.