Иван Паникаров поделился своими впечатле-ниями от встречи с командой проекта «Колыма. Севвостлаг» – победитель первого конкурса Фонда Президентских грантов 2021г.

В начале третьей декады августа в Ягоднинском районе были необычные гости: команда проекта «Колыма. Севвостлаг». Руководитель проекта   Ольга Гримайло и члены команды: сотрудники областного краеведческого музея Артём Ковалёв и Александр Навасардов, истинные мастера фото-теле-видео съёмки Денис Черкашенин и Сергей Старостин, водители-асы Михаил Проскурин и Владимира Кулешов. Все, кроме ребят фото-теле-видео…, мне знакомы.

А необычность их в том, что они ездят по заброшенным посёлкам Магаданской области, дабы увидеть и узнать что-то о прошлом территории, сфотографировать и заснять на видео строения и сооружения прошлых лет

А приехали ребята ко мне вот по какому делу. Ольга, кроме официальной работы, возглавляет общественную областную организацию работников культуры, активно работающую в историко-краеведческом направлении. Год назад она, вместе с работниками музея, создала проект «Колыма. Севвостлаг», средства на осуществление которого выделил Фонд Президентских грантов. Ну, а так как я тоже представляю общественную организацию «Поиск незаконно репрессированных» и такой же увлеченный в плане разного рода краеведческих поездок/экспедиций, то они и приехали ко мне.

Им очень повезло! Несмотря на время года погода была по-настоящему летняя, даже, можно сказать, южная – температура воздуха доходила до 30 градусов (это несмотря на то, что в середине августа у нас начитается осень, а к концу месяца, случается, что и зама, как всегда, у нас в России, неожиданно приходит). Конечно, нагрелись магаданцы, загорели, а кто-то даже купался в речках/реках Ягоднинке и Дебине!..

Все четыре дня были плодотворны. 21 августа мы поехали по самому дальнему маршруту (более 250 км в оба конца) – до бывшего села Эльген, где в 1930-50-е гг. существовал знаменитый одноимённый совхоз. Лагерь был женский. Остатки зоны и часть детского кладбища до сих пор сохранились, …

Отсняв территорию упомянутых объектов, направились в не менее интересное, значимое, знаменитое место Колымы – бывший посёлок Усть-Таскан, где первый директор Дальстроя Э.П. Берзин планировал строить административный центр, т. е. Магадан. И в 1936-38 гг. город строили.

К сожалению, не многое сохранилось с той поры, но самый главный объект на виду – здание ТЭС (теплоэлектростанция) внушительных размеров для того времени (да и сейчас) выглядит, с высоты птичьего полёта (снимали дроном), огромным серо-чёрным островом, среди буйной таёжной зелени. И ещё одно интереснейшее сооружение 1940-50-х гг. – фонтан. В глаза сразу бросается качество бетонного пятиметрового в диаметре сооружения, до сих пор не разрушенного природными явлениями.

Восторгались магаданцы НАСТОЯЩЕЙ Колымой! А я, как «кулик», хвалящий своё болото, заявлял им, что Магадан совсем не Колыма, что он является всего лишь пригородом посёлка ЯГОДНОЕ.

На следующий день посетили не менее известные места, бывшие посёлки/прииски Штурмовой, Верхний Ат-Урях (прииск им. Берзина), Хатыннах – центр Северного управления до 1941 г., в километре-полутора от которого находилась печально известная «Серпантинка», – место, где в 1937-38 гг. расстреливали заключённых. И, примерно, на таком же расстоянии в другую сторону от Хатыннаха в 1930-50-е гг. существовал крупный прииск им. Водопьянова. По этому прииску есть интересная архивная информация: с 1934 г. по 1945 г. здесь было добыто 66 тонн 800 килограммов химически чистого золота. Не мало, согласитесь. Но убойная, так сказать, информация вот: в 1936 г. прииск  добыл  12 397 кг золота, а в 1937 г. – 15 тонн 411 килограммов(!). Сегодня поверить в это, конечно, трудно, так как из множества рассказов, последних лет 30 о лагерной Колыме, в т. ч. и профессионально выдуманных, мы знаем, что здесь был, грубо говоря, «ад», а значит, никакой жизни, а тем более успешной работы не было. Но вот вопрос: кто добывал по 12-15 тонн золота? Мне и архивным данным историки-гости, конечно, поверили…

Поснимали много чего и фотоаппаратом, и на телефон, и каким-то «Мотыльком» (так они называют летающее устройство).

Последними объектами были промкомбинат в посёлке Сенокосный и место в 6-7 километрах от Ягодного, где в 1940-е гг. находилась больница Беличья.

И, конечно же, гости с интересом «допрашивали» меня – брали интервью, расспрашивая, почему и зачем я занимаюсь лагерями…

Снимали моё бесценное богатство: орудия труда и предметы быта 1930-80-х годов, которыми пользовались как заключённые, так и вольнонаёмные колымчане, документы и фотографии, письма и газеты…

ИВАН ПАНИКАРОВ, участник поездок по Ягоднинскому району.