Иван Паникаров: ПО МЕСТАМ «НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫМ»

Начало пути

Необычные гости приезжали ко мне в начале июля этого года. Встречал я их в Магадане, и на следующий день, 4 июля, началась наша необычная семидневная экспедиция. Необычная потому, что жара стояла неимоверная. К примеру, числа 7 июля в Ягодном было 36 градусов, а в Москве – 31, а в Сусумане (наш колымский городок) – 39 градусов.

Ну, а почему необычные гости? В феврале-марте этого 2022 года на меня вышли по «электронке» старший преподаватель Московского Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), старший преподаватель Махалова Ирина, и стажёр-исследователь Старков Арсений. От них я узнал, что к нам, на Колыму, собираются приехать студенты, совсем молодые ребята и девчонки лет по 19-21. Их интересует прошлое и настоящее нашего региона. И в самом деле, интересно – такие молодые с «материка» (университет – в Москве) интересуется нашей историей…

Прибыв из аэропорта в Магадан и расселившись, гости позвонили мне, и мы встретились на Соборной площади в метрах 20-ти от знаменитого здания Дальстроя.

Сейчас на Колыме белые ночи, вот мы и решили своим ходом пройти по городу. Студентов, в первую очередь, интересовала «Маска скорби» – памятник жертвам репрессий в районе места пересылки. Но по пути я предложил им зайти на остатки тюрьмы 1940-х годов, где сегодня планируется создание музея. Гости, конечно же, согласились. Но как попасть туда? Территория принадлежит областному УВД и охраняется, там множество милицейских машин – что-то вроде автопарка. Благо был выходной, и нас почти никто не заметил, когда мы пробирались втихаря по «задворкам», между строениями. Правда, собаки сначала оглушили громким лаем, но потом утихли, как бы понимая цель нашего нелегального визита…

Рассказывать о том, что видели, не буду. А вот несколько фотографий, конечно, представлю, чтобы читатели не подумали, что обманываю…

На «Маску скорби», несмотря на то, что там идёт капитальный ремонт, ребята также прошли нелегально, как и к тюрьме. И правильно сделали! Приехав за 10 тысяч км и не увидеть «Маску…». Я же, не успевая за ними, молодыми, остался ожидать их на одной из автобусных остановок. Дошли до самого подножья памятника, пофотографировали, почитали названия лагерей, покрасовались с высоты видами на город, на бухты Нагаева и Гертнера…

Обратно, до самого автовокзала, шли пеше, а потом, сев в маршрутку, отправились в бухту Нагаева, в Парк-Маяк. Увиденное было новостью и для меня. Я не был здесь лет пять. Все восхищались красотой побережья. А тут ещё сюрприз: встретили моего хорошего знакомого, сотрудника Магаданского краеведческого музея Артёма Ковалёва, который и стал нашим гидом по бухте Нагаева. В итоге я «отпросился» у гостей и нового гида и уехал отдыхать, так как на следующий день предстоял трудный путь на останки лагеря «Днепровский»…

(Продолжение следует)

Иван Паникаров, председатель Ягоднинской

районной общественной историко-просветительской

организации «Поиск незаконно репрессированных».