Иван Паникаров: «СТУДЕНТЫ В ЯГОДНОМ»

Мой любимый посёлок, дата рождения которого 05.11.1935 г., гостям очень понравился. Говорили: «С Магаданом, конечно, не сравнить!» Я их поддерживал и как бы по теме добавлял: «Магадан это не Колыма. Я считаю его… пригородом Ягодного, ну, или Сусумана. У нас и лето, как лето – 36-40 жарища, и зима настоящая – за полста градусов!..» Ну и так далее убеждал, как бы шутя. Ребята похихикивали, но соглашались! 

День 7 июля студенты расписали, как говорится, по уму: экскурсия в мои «музеи» по лагерной теме – «Память Колымы» и с середины 1950-х гг. до наших дней – «Колымская Атлантида»; интервью с жителями Ягодного, сотрудниками библиотеки, Дома культуры, школы и просто прохожими; вечерний отдых на берегу реки Дебин. Гостей колымчане сразу узнавали по одежде, манере поведения, разговору и т. д. и охотно соглашались с ними беседовать.

Меня же предупредили сразу, придя в музей «Память Колымы», что вечером возьмут интервью. Глаза у многих разбегались от того, что они видели в одной из комнат моей квартиры, где находятся мои бесценные сокровища – свидетели прошлого, т. е. экспонаты, найденные на остатках лагерей, в заброшенных посёлках, на мусорках и т. п. С интересом рассматривали железки и деревяшки лагерной эпохи, копии архивных документов и оригиналы, письма заключённых, старые газеты, книги, изданные мной. С удовольствием читали тетради с отзывами посетителей прошлых лет и листали, а потом попросили взять на ночь, «Книгу судеб» о лагерном времени с газетными публикациями 1988-1998 гг., в твёрдом переплете советской Книги почёта формата А-3.

В Доме культуры тоже с интересом разглядывали экспонаты.

 Часов в 12 разделились на несколько групп и разошлись брать интервью в библиотеку, у директора Дома культуры и просто у прохожих на улице. 

Часов в пять вечера пришли и ко мне за интервью. Разговаривали долго, почти три часа. Фамилий и имён ребят называть не буду. Скажу лишь, что они молодцы – очень вдумчиво интересуются историей не только гулаговской эпохи, но и жизни в СССР в 1950-90-е годы, да и в настоящее время. Мы даже немного спорили, доказывали что-то друг другу, в чём-то соглашались.

Пожалуй, главным вопросом ребят была человеческая жизнь. По сути, и я так считаю. В конце 1980-х гг. – начале 1990-х гг., да и в 2010-е гг., наши СМИ очень много рассказывали об ужасах в колымских лагерях (да в др. регионах). О том, как расстреливали, плохо кормили и одевали, как умирали люди от болезней и т. п. Эти ужасы действительно были в 1937-38 годах. Раньше же, при директоре Дальстроя Эдуарде Берзине, заключённые получали зарплату, как вольные, через год, если зэк не нарушал режим, то мог вызывать семью, давали жильё, подъёмные и он «досиживал» вольным, не имея права выехать с Колымы до окончания срока… И в годы войны было трудно, но многие заключённые просились на фронт. Их, конечно, не отпускали. Но когда срок заканчивался, то освободившийся обращался к руководству и его отправляли на фронт… 

Обо всём этом я рассказывал ребятам, но они все же особое внимание уделяли смертности заключённых. На их вопрос я отвечал вопросом: «Кто добывал ежегодно, начиная с середины 1930-х гг., по 50-60-70-80 тонн химически чистого золота?» В самом деле: КТО? Не уж-то, больные, голодные, плохо одетые люди…

Напоминал ребятам, что исправительно-трудовой лагерь не курорт, что большинство заключённых колымских лагерей отбывали наказание по законам того времени. Да, были и незаконно осуждённые…

Особый акцент мною был сделан на годы войны, когда «Дальстроем» было добыто более 350 тонн химически чистого золота. Если бы не это золото, то неизвестно чьей победой закончилась бы война. И в этом (золотодобыче) главнейшую роль сыграли заключённые…

Кстати, в годы Отечественной войны, будучи отрезанными от материковой части СССР – Охотское море контролировала Япония (в 1930-40-е гг. на Колыму можно было попасть только морем), – колымчане выживали, как могли. Дары природы были огромным подспорьем.

 В Ягодном с 1937 до 1943 г. функционировала Витаминная фабрика, выпускавшая варенья и джемы из местных ягод, кисель, маринованные грибы, масло из стланиковых шишек, экстракт из стланика от цинги и даже вино. Выжили и победили!..

(Продолжение следует)

 

ИВАН ПАНИКАРОВ, председатель Ягоднинской 

районной общественной историко-просветительской 

организации «Поиск незаконно репрессированных».