Татьяна Портнягина: Практические навыки стрельбы формируют мышление и прививают дисциплину

Интервью с руководителем “Детско-юношеского спортивного стрелкового клуба Юнармия” Татьяной Портнягиной

Детско-юношеский спортивный клуб “Юнармия” был основан в 2019 году и сосредоточил свою деятельность на военно-патриотическом воспитании и обучении спортивной стрельбе детей, которые остались без родителей. Почему важно быть стойким и усидчивым, как из навыка стрельбы вынести пользу для дальнейшей жизни, в чем популярность тира на Колыме ИА MagadanMedia рассказала руководитель “Детско-юношеского спортивного стрелкового клуба Юнармия” Татьяна Портнягина.

— Чем занимается детско-юношеский спортивный клуб “Юнармия”?

— Деятельность нашей организации направлена на военно-патриотическое воспитание молодежи большей части Ольского муниципального округа, а также на занятия спортом, пулевой стрельбой. То есть в нашем тире дети могут выполнить третий спортивный разряд. К сожалению, оснащенность оборудованием позволяет подготовить детей только до первого спортивного разряда, но не выше. У нас был совместный проект с Федерацией стрелковых и военно-прикладных видов спорта, поданный на Фонд президентских грантов, и благодаря выигранным финансам в нашем помещении был сделан ремонт, закуплено оборудование. Наша основная целевая аудитория — это воспитанники Магаданского областного детского дома.

— Почему вы решили связать свою жизнь с такой деятельность? 

— Потому что я сама занимаюсь пулевой стрельбой и мне нравится учить детей. На тот момент директор детского дома Мустафа Бузуркиев обратился в Федерацию стрелковых и военно-прикладных видов спорта с просьбой, чтобы воспитанники детского дома тоже могли заниматься в тире, так как они постоянно отстаивают честь детского дома в военно-патриотических конкурсах, а в них всегда присутствует стрельба. Возить в город детей было бы сложно, и мы решили открыть отдельный клуб именно на территории Олы. 

— Насколько этот вид спорта развит в Магаданской области?

— У нас существует Федерация стрелковых и военно-прикладных видов спорта, которая регулярно проводит областные соревнования. Здесь, в Магадане, уже есть кандидаты в мастера спорта. Значит, это достаточно развитый вид спорта на Колыме.

— С какого возраста можно начать заниматься в тире?

— Пулевая стрельба — с 10 лет. Это четко регламентировано в правилах. С восьми лет можно начать подготовку детей, но чтобы приступить к практике ребенок должен быть физически сформировавшимся. Он должен быть выше, чтобы удержать винтовку. Поэтому маленькие дети не могут стрелять.

— А взрослые могут прийти на занятия?

— Взрослые могут прийти. У нас соглашение со спортивной школой, мы предоставляем помещение для занятий. Мы базируемся в ольском филиале Магаданского политехнического техникума, занимаемся со студентами, готовим команду “Русские витязи”, которые в этом году стали победителями конкурса “Снежный десант” в комплексе. По пулевой стрельбе они заняли третье место. 

— А вот так, чтобы в 50-60 лет приходили?

— Проводятся соревнования среди пенсионеров, людей пожилого возраста. Но целевая аудитория клуба — это именно дети и подростки.

— У вас занимаются только воспитанники детского дома? 

— Деятельность клуба направлена на занятия с воспитанниками и студентами. В спортивной школе занимаются обычные дети. Мы как бы немножко разделились, потому что они — это государственное учреждение, а мы — некоммерческая организация.

Пулевая стрельба — это не только практический навык стрельбы, это выносливость. Ты — сам себе соперник. Если не можешь совладать со своими эмоциями, у тебя мандраж, ты нервничаешь, то никогда у тебя не получится хорошего выстрела. Поэтому те навыки, которые прививает пулевая стрельба, они очень полезны в любой сфере деятельности в дальнейшей жизни.

Куча побочных положительных моментов, которые формируют мышление, прививают дисциплину, способствуют координации, вырабатывают, в первую очередь, самоконтроль.

— А как вы привлекаете молодёжь заниматься в тире?

— Все очень просто — у нас ограниченная целевая аудитория. Так как мы базируемся на базе техникума, то все студенты знают, что у их в учебном заведении расположен тир. Также у нас есть соглашение о сотрудничестве с директором детского дома Ириной Лебедевой: мы должны подготовить ребят к областным конкурсам в центре “Подвиг”, к “Губернаторская смене”, к слету “Золотой эполет”, к акции “Снежный десант”, и параллельно мы еще проводим свои внутренние мероприятия для практики.

— Как долго проходит обучение? 

— Пока дети не выпустятся. Из нашей команды, которая выступала на протяжении трех лет практически одним и тем же составом, большая часть выпустилась. Сейчас мы будем готовить новое поколение.

— С кем у вас проходят совместные соревнования? 

— Мы проводим совместные областные соревнования с Федерацией спорта, с центром “Перспектива”. Так как у нас все полностью подходит для выполнения нормативов на спортивный разряд, к нам в Олу приезжает судья из города, чтобы принять зачеты. Стрельба — это не обязательное упражнение, а дополнительное. Но если ты понимаешь, что ты там где-то плохо прыгаешь, а хорошо стреляешь, ты можешь выбрать стрельбу. Допустим, на территории поселка Палатка такого нет, потому что у них нет тира, но он есть в Сусумане, в Ягодном, и к нам регулярно приезжают команды на Спартакиаду трудящихся. По области это очень развитый вид спорта.

— А можете рассказать о рекордах своих учеников, о самом лучшем результате? 

— В 2021 году на конкурсе “Снежный десант” воспитанница детского дома заняла первое место по пулевой стрельбе среди всех участников по области. Кто-то постоянно занимает призовые места, либо в личном зачете, либо в командном зачете. Регулярные первое, второе, третье места на любых соревнованиях, на которых мы выступаем.

— Как вы находите подход к детям? 

— Это дисциплина, наверное. У меня четыре стрелковых места, 20 детей сразу не посадишь стрелять.

Строгость должна быть, потому что техника безопасности — превыше всего. Изначально с детьми надо провести инструктаж: что можно делать, что нельзя делать, что вообще у них в руках, и как с этим им работать.

Я не могу сказать, что я могу найти подход к каждому ребенку, ведь тут все зависит от желания — хочет он стрелять или нет. Большое желание научиться стрелять, ходить в тир возникает у детей после отпуска. Они там попробовали в тире пострелять, а если еще выиграли какой-то подарок — то это всё. У таких детей очень часто пропадает интерес, потому что им ничего не дают, их заставляют сидеть, что-то делать. Пулевая стрельба — это усидчивость, а в 10 лет дети неусидчивые.

Мы как-то смеялись с президентом Федерации бадминтона. В бадминтоне ты постоянно прыгаешь на носочках, в пулевой стрельбе — ты стоишь полностью на всей ступне. Ты каменный, ты прилип. Если ты выполняешь упражнение на первый спортивный разряд, на кандидата в мастера спорта, то ты стоишь в одном положении полтора часа. Поэтому те дети, которые неусидчивые, в основном они отказываются от этого вида спорта.

— А девочки или мальчики, кто больше дисциплинирован? 

— Девочек легче научить. Вообще, даже выезжая на всероссийские соревнования, допустим, если девочек выступает 70, то мальчиков 40. С мальчиками бывают сложности, если у них папа охотник. Вот их папа чему-то научил, что-то показал. ,Естественно, авторитет папы никто не трогает, но нужно ведь объяснить, что два локтя должны быть на столе, а не парить в воздухе… Конечно, мы все копируем своих родителей. Легко перейти с пневматического оружия на огнестрельное, тяжело перейти с огнестрельного на пневматическое.

Самое сложное — техника безопасности во время соревнований, когда приходит много детей, которые не умеют стрелять. Но мы возле каждого стрелка ставим инструктора, чтобы ничего не случилось. 

— С какими НКО вы сотрудничаете? 

— Мы сотрудничаем с “Дельта-Авиа, со спортивной Федерацией Го, делаем какие-то совместные проекты. В каждом проекте дети ездят на экскурсии. В 2019 году у нас был совместный проект с Федерацией Го, мы ездили в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, который находится в Оле, занимались с детьми творчеством, стрельбой, а инструкторы федерации учили их правилам логической настольной игры. 

— Где вы берете силы заниматься с детьми? 

— У меня есть три месяца отдыха, дети из детского дома выезжают летом на море. К ним очень привязываешься, ты уже их всех знаешь. Я не занимаюсь со всеми ребятами из детского дома, а те, которые приходят ко мне, они все хорошие. Других детей я не знаю. Они воспитанные, очень дисциплинированные.

Источник: https://magadanmedia.ru/news/1569340/