Иван Паникаров: «В никуда по бездорожью»

Заголовок для нынешнего времени, конечно, интригующий. Да многим и не понятен: как в никуда? почему по бездорожью? кто-то же, когда-то, куда-то ездил в этом направлении?

Конечно, ездили, когда здесь была дорога. Да и сегодня ездят те, кто знает или наслышан об этих глухих таёжным местах. Кто на рыбалку или охоту, кто в летние месяцы отдыхать, кто по местам, некогда существовавших посёлков, где трудились по-ударному колымчане. 

Труднодоступных и, так сказать, заповедных мест на территории Магаданской области много, поэтому и едут сюда, как говорится «…и конные и пешие». Правда не многим сопутствует успех – узнать и увидеть что-то исторически интересное. Зато красотами Колымы и дарами её природы довольны абсолютно все гости. 

Одно из таких заповедных мест – район озера Джека Лондона и почти 70-километровая дорога, точнее бездорожье (направление), вдоль которой некогда находилось несколько посёлков-лагерей. Несмотря на такой, по колымским меркам, мизерный километраж путь сюда по времени – не менее 6-7 часов, а то и 8-9. Столько же ехать от посёлка Ягодное до Магадана, расстояние между которыми 520 километров. 

В познавательную экспедицию «…по бездорожью», организованную Ягоднинским районным историко-просветительским обществом «Поиск незаконно репрессированных» в рамках проекта «Колымская Атлантида», финансируемого из областного бюджета, собирались почти месяц – трижды переносили дату выезда. Вместе с водителем «КамАЗа» – 14 человек, в основном молодые ягоднинцы лет по 30-40, работающие в Доме культуры, районном отделе образования, детском саду «Солнышко», архитектурном и юридическом отделах районной администрации и др. Абсолютно все были готовы на любые трудности, даже медведи, которых в тех местах уйма, не пугали их. Наконец, 18 августа в 10 часов тронулись в путь. 

Не буду вдаваться в подробности по ходу поездки, ибо всем хорошо известно, как ехать по бездорожью. В пути следования я рассказывал о направлении и территории, по которой мы ехали. Дорогу здесь построили давным-давно – во второй половине 1930-х годов. Зачем? На озере Танцующих Хариусов, точнее на ручье Кюель-Сиен, берущем здесь начало, планировали строить ГЭС. Но помешала война, а дорогу, с добротными деревянными мостами, построили. И по этой дороге и мосту через реку Дебин до середины 1980-х гг. ездили на озеро Джека Лондона все желающие даже на легковых автомашинах. К сожалению, к концу 1990-х все мосты по джековской трассе были разрушены природой, а мост через Дебин просто сломали, заехав большегрузом и провалившись. 

Потом построили новый мост, но долго он не простоял – рухнул… 

 

Ну и о названии озера спрашивали. Есть несколько легенд, одной из которых я больше других верю: у геологов была книга Джека Лондона, читали её, конечно, взахлёб; но однажды, переплывая озеро на лодке, уронили книгу в воду. Отсюда и название озера появилось…   

Участники экспедиции внимательно слушали мой рассказ, задавали вопросы. К сожалению, буйная таёжная зелень поглотила многие исторически интересные участки трассы, да и золотодобытчики одной из старательских артелей убрали с лица земли остатки посёлков-лагерей, существовавших в 1940-50 годы в долине речки Сухахы, по которой лежал наш путь. 

Но главными объектами экспедиции были остатки посёлка Юбилейный и скромный деревянный памятник в таёжной глухомани одному из геологов Колымы. Посёлок находился километрах в 15-20 от озера Танцующих Хариусов, где мы планировали сделать привал, а памятник – километрах в трёх. 

Добравшись к 17 часам к первому привалу, где некогда находился детский лагерь «Боевой», мы решили отдохнуть и здесь заночевать. Для большинства этот «отдых» заключался в обследовании близлежащей территории, восхождении на более чем километровую сопку под углом градусов 60, а то и более, плавании на лодке к истоку ручья Кюель-Сиен, сборе ягоды, а водитель нашей автомашины, Егорыч, взяв удочку, начал рыбачить.

К вечеру все вернулись в «Боевой», приготовили ужин, пожарили рыбку и начали делиться своими впечатлениями об увиденном. К счастью погода была нормальной, т. е. не дождливой, но пасмурной и долина была затянута дымом – где-то горела тайга. Вечером обговорили план дальнейшего маршрута. До этого разговора я поговорил с Андреем, который дежурит в лагере «Боевой». Поинтересовался дорогой до посёлка Юбилейный. Он рассказал, что сегодня попасть туда практически невозможно, так как в эту таёжную глухомань проникла одна из старательских артелей, которая, увы, натворила дел – перерыла и перемыла всё, в т. ч. и остатки строений. Когда я поведал об этом своим спутникам – энергичным молодым ребятам и девчонкам, то услышал массу утвердительных мнений, мол, осилим все трудности, дойдём…

Спрашиваю их: «А если со мной, почти 70-летним стариком, или с кем-то из вас, что-то случится?..»

Ответ был, чуть ли не хором: «Не беспокойтесь, в беде не оставим!..»

В общем, решили дождаться утра. В 9 часов 30 минут все были готовы отправиться в путь. Ну и пошли по бездорожью – зарослям, каменным глыбам, болотам. Больше часа добирались до памятника геологу. Посмотрели, пофоткались, отдохнули, послушали мой краткий рассказ (на фото) о судьбе этого человека. 

И тут я вновь поднял вопрос о дальнейшем следовании и настоял не тратить зря время, вернуться назад и походить по округе. К этому времени небо капитально затянуло тучами и большинство (не все) согласились вернуться. На базу пришли к обеду, а после обеда начался мелкий дождь. Спрятавшись под крышу столовой, включили ноутбук и начали слушать песни о Колыме, потом я предложил презентации «Память Колымы» – краткая история Магадана и всех районов с более 200 фотографиями разных лет; «Эхо ГУЛАГа» – об остатках исправительно-трудовых лагерей, сохранившихся до сих пор в глухой Колымской тайге…

Дождь шёл всю ночь. Утром, в 9 часов 30 минут, мы тронулись в обратный путь. Небо «плакало» всю дорогу, но, несмотря на непогоду, мы трижды останавливались на печально-интересных местах – лагерное кладбище, остатки «горбатого» моста через ручей, переправа через ставшую полноводной реку Дебин. 

К пяти часам вечера въехали в посёлок Ягодное. Все остались довольны, благодарили водителя Егорыча, и Андрея, который приютил нас в непогоду в лагере «Боевой».