Я расскажу тебе про Магадан – слушай! Часть восемнадцатая

Хотите ощутить ауру Магадана, дух внутренней свободы северян, творческой энергии и вдохновения поколения 40-90-х годов? Насладиться красотой старинного романса, услышать неподражаемый голос кумира россиян предвоенной поры, сделать на память фотографию у звезды певца? Прошу в уникальный, единственный в стране музей Вадима Алексеевича Козина.

Более четверти века гостеприимно распахнуты его двери. По-прежнему звучит уникальный кабинетный рояль «Беккер», который подарили «опальному Орфею» к 90-летию рыбопромышленники Магадана и Петербурга. Помнит пальцы маэстро старенькое пианино “Красный октябрь” в однокомнатной, но удивительно уютной квартирке. В углу письменный, еще дальстроевских времен, стол с телефоном, печатной машинкой, лампой и перетянутыми жгутом пачками писем. Послания Вадиму Алексеевичу шли со всех концов земли. Нередко вместо адреса на конверте было два слова: «Магадан. Козину». Да и сам певец отправлял к праздникам до полутора сотен поздравительных открыток. Узкая постель – напротив. В изголовье стопка журналов, на пледе неизменный любимец-кот. На тумбе примостились радиола со старым-престарым магнитофоном. Вдоль стен книжные стеллажи. Можно взять любой том пятитысячной библиотеки хозяина и по пометкам на полях узнать мысли, чувства, обуревавшие его по ходу чтения.

Здесь принято хлебосольно встречать гостей, и круглый обеденный стол всегда накрыт к чаю: стаканы в подстаканниках, баранки, карамель в вазе. Ко дню памяти певца – 19 декабря – обязательно пышно цветет его любимый «декабрист» на этажерке.

Как и при жизни Козина в этих стенах многолюдно. По-прежнему приходят сюда гастролирующие музыканты, артисты, певцы и участники арт-фестиваля «Территория. Магадан» в полном составе. Не ослабевает интерес журналистов к судьбе великолепного тенора. Интересны козинские традиции молодежи. В особо почитаемые Вадимом Алексеевичем праздники собираются в музее старожилы города. Ох, и весело отмечается Старый Новый год! Игры, святочные гадания, воспоминания, шутки, смех и песни под рояль, гитару, скрипку, баян… 30 сентября, как было заведено в семье Ильинских-Козиных, – благотворительный бал «С Надеждой, Верой и Любовью». Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха… По дневниковым записям, воспоминаниям корифея эстрады минувшего века возвращается современникам духовная жизнь дореволюционной России.

Более двухсот песен создано Вадимом Козиным на свои стихи, Анны Ахматовой, Николая Гумилева, Константина Бальмонта, Андрея Дементьева, Евгения Евтушенко, Татьяны Бек, Петра Нефедова… В фондах музея-квартиры магнитные ленты, записанные певцом в домашних условиях в 1960 – 1980-е годы, афиши, ноты, обширная переписка и личные дневники конца 1950-х–начала 1990-х гг., страноведческие коллекции газетных публикаций, фотографии, собрание открыток…

Вы знаете, что Золотой Орфей не владел нотной грамотой и никогда не учился пению? Его патефонные пластинки до 1944 года выходили миллионными тиражами, однако в личной коллекции Вадима Алексеевича не сохранилось ни одной?.. Ко всем талантам Козин еще и превосходно фотографировал. Отснятые им пленки – часть творческого наследия человека-легенды Магадана и России.

Продолжение следует.

Автор: Ирина Борщевская, член РГО

Источник: https://www.rgo.ru/ru/article/ya-rasskazhu-tebe-pro-magadan-slushay-chast-vosemnadcataya