Иван Паникаров рассказал, как прошла экспедиция «По золотому кольцу» в Магаданской области

Иван Паникаров председатель Ягоднинской районной общественной историко-просветительской организации «Поиск незаконно репрессированных» рассказал, как прошла экспедиция под названием «По золотому кольцу».

Историко-краеведческая экспедиция с таким названием была организована 22 октября 2021 года Ягоднинской районной общественной историко-просветительской организаций «Поиск незаконно репрессированных» и Комитетом образования Ягоднинского городского округа. Общественная организация в рамках социально важного проекта «Набат памяти» в 2019 г. выиграла президентский грант, благодаря чему и состоялась поездка по просторам Малой родины – Ягоднинского района Магаданской области. Всего в оба конца «отмахали» более 200 километров.

Вышеупомянутые организации сотрудничают на протяжении более четверти века. Их интересует истории малой родины. За это время было организовано около двух десятков экспедиций по остаткам исправительно-трудовых лагерей и заброшенным посёлкам. А главными их участниками были, конечно же, старшеклассники поселковых школ, интересующиеся историей.

Но в этой октябрьской экспедиции главными участниками были молодые педагоги историки, приехавшие в этом году работать в школы посёлков Дебин и Синегорье. Всего же, вместе с водителями двух автомашин нас насчитывалось семь человек.

Выехав в 9 часов двумя автомашинами, мы к 10 часам были у памятника на «Серпантинке» – месте, где в 1937-38 гг. производились расстрелы заключённых. Выступая в качестве гида, я кратко рассказал об истории памятника и о том, что происходило здесь в упомянутые выше годы. И, конечно же, поведал участникам экспедиции о прииске им. Водопьянова, находившемся в полутора-двух километрах от «Серпантинки», в пос. Хатыннах. Главной информацией были сведения о добыче золота: с 1934 г. по 1945 г. этим прииском было добыто 66,8 тонн химически чистого золота, и добыча по годам: в 1936 г. – 10,4 тонн, в 1937 г. – 15,3(!) тонн.

Следующая остановка – руины посёлка Верхний Ат-Урях, где когда-то находился крупный прииск им. Э. Берзина, гремевший трудовой славой в 1930-1990-е годы. О его истории и людях также был короткий рассказ и удивление участников экспедиции тому, что в годы социализма этот прииск добывал ежегодно по 1,5 – 2 тонны химически чистого золота.

По ходу следования с моей стороны был краткий рассказ о побеге заключённых с прииска «Нижний Ат-Урях», находившемся в трёх-четырёх километрах от прииска им. Э. Берзина. Об этом побеге у Варлама Шаламова есть рассказ «Последний бой майора Пугачёва», и по нему (рассказу) снят фильм. Я также показал учителям сопку, у которой и состоялся «бой» беглецов с преследователями.

На месте другого крупного прииска им. М. Горького, к сожалению, почти ничего не сохранилось, лишь два недостроенных здания из блоков – детский сад и школа, которые начали возводить в середине 1980-х гг. Этот прииск в недалёком прошлом, тоже гремел своими успехами в золотодобыче.

Следующий посёлок Пролетарский, некогда участок прииска им. М. Горького, сегодня знаменит тем, что здесь базируется крупная старательская артель «Кривбасс», которой руководит ветеран Колымы С.С. Базавлуцкий. Кроме успешной золотодобычи в этом посёлке на протяжении более 20 лет Сергей Семёнович проводит областные и районные соревнования по мини-футболу. Бывали и международные турниры, в которых участвовали команды Украины…

Через километров 20 достигли посёлка Туманный. Правда, здесь сохранилось всего-то пять-шесть кирпичных печных труб. На месте посёлка сегодня обосновалось одно из подразделений золотодобывающей компании АО «Сусуманзолото».

Этот населённый пункт по-своему интересен. У Владимира Маяковского есть такие строки:

«Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть,

Когда такие люди, в стране советской есть!»

Под словами «такие люди» поэт подразумевает Иулиана Петровича Хренова – директора Краматорского металлургического завода, репрессированного в 1938 году, и отбывавшего наказание на прииске «Туманный». Здесь он заболел неизлечимой болезнью и руководство Дальстроя разрешило родственникам забрать его из лагеря. В 1946 г. за ним приезжали на Колыму жена и дочь. Но довезти до дома не смогли, он умер по дороге…

Главный и конечный населённый пункт нашей экспедиции – остатки села Эльген, где с конца 1934 г. до начала нового века существовал одноимённый совхоз, так же гремевший трудовыми успехами на протяжении многих лет. Интересен он тем, что здесь в 1936-37 годах выращивали пшеницу(!), а в открытом грунте росли помидоры.

 К 1940 году в хозяйстве, кроме лошадей, КРС, свиней, были и ослы, и даже до 200 голов памирских яков. В 1940 г. этот совхоз принимал участие во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Ну и печальная на сегодня известность – остатки женского лагеря и детского кладбища, где мы побывали. Увидели развалины одного из лагерных бараков, печки-буржуйки, ограждение из колючей проволоки и руины других строений, а также множество детских могил с покосившимися маленькими крестиками…

Последним объектом, который мы посетили в Эльгене, была… библиотека – тысячи брошенных книг на одном из этажей многоэтажного дома. Да такие книги, что им, как говорится, цены нет – классики не только русско-советской литературы, но и зарубежные. Все, кто посетил эту библиотеку, нашли интересные для себя книги. Ну и я, как говорится, «урвал» раритет – «Инвентарная книга № 10 совхоза «Эльген» с 1968 по 1971 гг.», в которой на 158 страницах записаны названия 3950 книг…