Колымский художник-косторез создает шедевры из бивней мамонта

Рассказ о Владимире Похилюке к 60-летию Магаданского областного отделения Союза художников России.

27 апреля исполнится 60 лет Магаданскому областному отделению Союза художников России. В этот день в Магадане в галерее современного искусства торжественно откроется выставка произведений художников, творивших на территории в разные годы. «МП» подготовила подборку публикаций о мастерах кисти, резца, связавших свои судьбы и творчество с Севером. Сегодня мы расскажем о художнике-косторезе Владимире Похилюке.

– Искусство начинается с мысли, а если ее нет – это ремесло, – считает художник, фотограф, путешественник и друг заповедника «Магаданский» Владимир Похилюк.

Впервые взяв в руки бивень мамонта, тогда еще никому не известный гость Магадана, приехавший в далеком 1993-м году в гости к брату, вдруг понял, что этот материал может стать отличным полотном для его дальнейшего творчества. А поскольку ремесленником он быть не хотел, то сразу начал с создания собственных авторских работ. Причем никогда не копировал, как этим иногда грешили новички.

…На палубе начинает появляться команда моряков. Один взбирается по лестнице на верхнюю площадку, второй с веревкой в руках поднимается на мачту, а третий стоит задумчивый и, судя по всему, слушает шум волн и пронзительные крики чаек – верных предвестников, что скоро суша. Уж не Америку ли сейчас откроет капитан?

Над парусником из кости мамонта Владимир Похилюк работает уже более полугода. Это практически точная копия корабля «Санта-Мария», на котором путешествовал и открывал новые земли великий мореплаватель Колумб.

– Ну, насколько точная, этого не скажут даже ученые, а вот что достаточно сложная и кропотливая работа, это да. Нужно выпилить каждую доску на корабле, прорисовать мачты и выражение лиц членов команды. Очень много мелких деталей, – рассказывает Владимир Похилюк. – Надеюсь, к лету парусник будет готов. 

Приличных размеров корабль, пожалуй, несколько выделялся на фоне большинства других работ мастера, поскольку основная тема в его творчестве – христианство, но подано оно в не совсем обычном ключе – славянские мотивы с мифологией переплелись с личной нестандартной фантазией автора.

– Вот богиня Лада с виноградными гроздьями, а сопровождают ее два лебедя как символ верности, и бабочки – человеческие души. Почему это скомпоновано именно так, и откуда здесь появились еще две девушки с арфами, я не знаю, не могу объяснить, – говорит Владимир Похилюк.

Красота богини природы Тара, жертвенность Прометея в кандалах, к печени которого подбирается орел, Георгий-Победоносец верхом на коне, распятый на кресте Иисус, девушка в надежных руках мужчины превратившегося в ангела и окутывающего ее невидными крыльями… Работы пронизаны любовью, отношениями и необъяснимым единением, а еще поражают анатомическим сходством. К примеру, ребра у Прометея выглядят как на человеческой грудной клетке. Для этого художник даже становился перед зеркалом и рисовал с себя. 

– Слияние славянских богов и человека с природой не разделить. Это некий симбиоз, перетекающий из каких-то элементов друг в друга. Нельзя отделить человека от природы, мы являемся одной целой системой, – сказал художник.

Несмотря на 30 лет в творчестве и сотни различных шедевров из бивня мамонта, дерева, гранита и алунита, которые выставлялись не только в России, но и за рубежом – в Китае и Норвегии, сам художник говорит, что до сих пор нет ни одного творения, которым он сам был бы доволен абсолютно.

– В каждой работе есть какой-то недочет, который вряд ли увидят остальные, но о котором точно знаю я. Да, мечтаю создать такую фигуру, чтобы после окончания работы себя похвалить. Пока такой нет, – делится критическими мыслями Владимир Похилюк. – Перфекционизм, конечно, в некоторой степени вреден, но нужно постоянно стремиться поднимать собственную планку выше и выше.

Одну из определенных планок, ниже которой, по словам Владимира Похилюка он просто не имеет права опускаться, стало вступление в Союз художников России в 1998 году. После присвоения звания «Заслуженный художник Российской Федерации» выросла не только планка, но уровень ответственности.

– Самое важное – это творческая среда, люди, которые понимают и могут оценить. Скажу больше: именно люди по-настоящему сделали меня как художника, сделали тем, кем я являюсь сейчас. И, кстати, я совсем не боюсь плагиата, если коллега перенимает из моей техники какой-то прием, это совсем не плагиат, а скорее комплимент, – уверен Владимир Похилюк.

Увлечение туристическими походами тоже неразрывно связано с его творчеством. Говорит, что в многодневных походах по не истоптанным просторам Колымы, словно очищает сознание и, чувствуя внутри невероятную гармонию с окружающим миром, готов приступить к работе над созданием новых образов, которые рисует его фантазия. Наверняка они будут нестандартными и заставят задуматься.

Кроме произведений из кости и дерева, у Владимира Похилюка есть очень много интересных фотографий – он сотрудничает с заповедником «Магаданский» и оформляет скульптурами городской парк. Одни из самых известных его работ – семья белоплечих орланов и медведица с детенышами.

 

Источник https://magadanpravda.ru/