Лидия Длинных: Мы живем тут, хотим делать то, что нам нравится, и развиваем регион сообразно своим представлениям

МАГАДАН. КОЛЫМА-ИНФОРМ. «Гильдия мастеров» Магаданской области продвигает на Колыме направления традиционных русских ремесел. Ее организаторы называют себя: «Другой Север».

Магаданская региональная общественная организация развития традиционных ремесел «Гильдия мастеров» отмечает день рождения 14 марта 2019 года, зарегистрирована она 30 апреля.

Она объединяет и обучает мастеров, которых пока единицы, и успешно включает традиционные ремесла в социальную и культурную сферы Магаданской области. Это новое дело для региона, где традиционно развиваются искусство и творчество коренных народов Севера.

Ее лидер и идейный вдохновитель – Лидия Длинных, руководитель магаданской студии керамики «ТерраКот». По образованию – педагог, по сути – очень творческий человек и прекрасный организатор, фонтанирующий идеями и умеющий воплощать их в жизнь. Она обладает отличным слогом и успешно работала в журналистике. Сейчас Лидия – автор ряда проектов по развитию творческого потенциала взрослых людей и участник множества мероприятий городского и областного уровня. В «Гильдии мастеров» она объединяет общественные организации и энтузиастов, которые также занимаются творчеством, спортом, всем, что позволяет людям раскрыть свой потенциал. Недаром девиз Гильдии: «На Колыме важен каждый».

Сейчас Гильдия мастеров объединяет несколько направлений. В нее входит Магаданский спортивный клуб подводного плавания «Аквамаг», созданный в прошлом году, он занимается популяризацией подводного плавания, организует тренировки, спортивные мероприятия . Клуб уже получил региональную поддержку для проведения субботников в акватории бухты Нагаево, популярном месте отдыха магаданцев, – дайверы погружались в море и очищали от мусора морское дно.

В НКО входят и отдельные мастера, которые хотят поделиться своими знаниями с другими.

«Александра Неплюха, к примеру, талантливый технолог-пивовар, которая разработала несколько авторских сортов отличного пива. Она просто болеет своим делом и у нее получается продукт совершенно другого качества, – делится председатель Гильдии. – У нас она отвечает за продвижение традиций русской чайной церемонии. Это еще одно из направлений НКО. Мне, к примеру, нравится заготавливать копорский чай, а задача Саши – показать, как пили чай из самовара, как технолог она понимает, как правильно заваривать, как варить квас и морс, может поделиться множеством кулинарных «фишек» и пояснить, почему надо делать именно так.

Яна Макаровская – мастер резных свечей времен романтичной Венеции. Она – живописец, работала на гончарном заводе на Украине и несколько лет назад переехала с семьей в Магадан.

Ирина Сарапушкина – печатник по ткани в русских традициях. Технологии кубовой набойки уже тысячи лет. Она возглавляет типографию издательского дома «Магаданская правда» и знает о печати все: линогравюры, штампы, прокатные станки, как это сделано, как работает и как выглядело раньше.

Анна Байдарова даже старое решето может превратить в шедевр. Она работает со всеми полезными природными материалами, лепит, вышивает, режет по дереву, и создает новые образы. Скульптуры и панно из лигнита, поделки из дерева, глиняные работы носят отпечаток ее ироничного стиля и взгляда на жизнь.

Тоня Колесникова – наш поставщик и добытчик редкостей и материалов для мастер-классов».

С их помощью внутри Гильдии формируются направления, которыми занимается отдельный мастер. Таким образом, несколько ремесленных мастерских находятся в стадии формирования. Всего их, по задумке, будет семь. Но если в НКО захотят вступить другие люди, им тоже будут рады. Главное, что человек мог делать что-то хорошо.

А еще участники НКО начали собирать музей народной игрушки, из дерева или глины. Место уже подыскивают. У Лидии и ее соратников много идей, часть из них находится в стадии формирования, ведь Гильдия мастеров существует всего год.

За это время первым серьезным заявлением о себе новой НКО в 2019 году стал проект «Мама в деле», который был отмечен региональным грантом. Это цикл занятий для матерей, пребывающих в декретном отпуске, по уходу за детьми или оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они постигали основы гончарного дела, кубовой набойки, азы вышивки. Одна из участниц проекта вошла в состав Гильдии мастеров и специализируется на изготовлении свечей.

Все прошлое лето умельцы проводили мастер-классы на творческих площадках города, – всего их посетило более тысячи человек. Они изучали технологии работы с глиной разных времен и народов, лепили керамическую плитку и авторскую посуду, делали магниты, создавали северных животных в технике штамповки, раскрашивали значки с воздушными шарами и дирижаблями на фестивале «Воздух».

В текущем году внимание НКО обратилось к землякам старшего поколения. Члены Гильдии вместе с магаданским отделением Союза пенсионеров России «Университет третьего возраста 2.0» стали учить пожилых людей творить свои шедевры из глины. Этот проект получил поддержку Фонда президентских грантов.

«Это очень помогло во время самоизоляции: возрастные ученики продолжили лепить дома. География проекта расширилась: в нем приняла участие жительница отдаленного колымского села Мяунджа, и теперь Антонина Гусева занимается организацией маленькой керамической студией у себя на родине, потому что местным детям это тоже интересно. Кроме того, в тех краях есть уникальная глина, так что материал всегда будет под рукой», – поясняет Лидия.

Еще один проект, который получил поддержку Фонда президентских грантов – «Время творить». Он призван помочь в создании конкурентоспособности и мобильности на рынке труда для колымчан предпенсионного возраста. Он стартовал в июне. Участники получают навыки прикладного творчества, знакомятся с гончарной глиной, кубовой набойкой по ткани.

Кроме того, «Гильдия мастеров» победила в областном конкурсе проектов социально ориентированных НКО с проектом «Ремесло». Это серия мастер-классов на городских мероприятиях, которые стали стартовой площадкой для формирования нового магаданского фестиваля «Улица ремесел».

Первый из них состоялся в июле в парке «Маяк» на берегу бухты Нагаева. Каждый мог сделать керамическую свистульку, глиняную брошь, свечу по старинным технологиям и освоить азы печати на ткани.

Лидия, совершенно органично выглядящая в одежде в традиционном стиле с глиной в руках, обладает удивительной способностью заражать своей энергией и энтузиазмом всех, кто начинает с ней общаться. Она очень доступно рассказывала об особенностях ремесла, сложностях быта русского народа в Средневековье, том, как непросто изготовить даже простую вещь, и о том, что каждый мастер вкладывает в работу свою душу.

Этого симбиоза творчества и живого позитивного общения очень не хватает на Колыме. Оторванность региона от центра страны, анклавность территории плохо влияют на культурную жизнь этого края, на связь поколений, которые проживают в разных уголках бывшего СССР. Магаданцам негде увидеть, как разжигают русский самовар, как женщины пряли нити из шерсти, как люди раньше работали без сложных инструментов. Быт славян для многих менее понятен, чем образ жизни местных коренных народов.

Магаданская область славится косторезным искусством, здесь живут и работают мастера с мировыми именами. Но здесь мало кто слышал о создании кукол – мотанок, резьбе игрушек из дерева, ткачестве, натуральном крашении тканей. Единичные мастер-классы на эти темы больше направлены на развлечение. Для Лидии важна психология процесса, а также бытовые особенности уклада жизни народа, которые повлияли на развитие ремесла, так как для молодежи понятие быта русского народа в основном не имеет практического значения.

«Жизнь русской деревни многим колымчанам знакома только по фильмам, но они не отражают грани народной души, – считает председатель организации Лидия Длинных. – Нужно самому создать что-либо своими руками».

Она по себе знает, что уроки из интернета, хотя и имеют зерно пользы, но не носят системного характера и не могут по-настоящему помочь получить представление о ремеслах и воспитать историческое восприятие культуры русского народа.

«Без эмпирического опыта сложно почувствовать, что вкладывал мастер в свою работу, насколько сложно изготовить любое изделие ручного труда, как сложен был быт русского народа в средние века, уверена она.

В гончарной студии «ТерраКот», которая стала основной Гильдии мастеров, почти все самодельное. Хозяйка пьет напиток из своими руками собранного иван-чая из первой кружки, которую сделала в Воронеже.

Посередине – огромная столешница, для работы, как поясняет Лидия, – самое то. У стены – гончарный круг. Рядом – печь для обжига. Бесчисленное количество изделий из глины в разной степени готовности. Полки и шкафа забиты материалами для работы для себя и учеников. Каждая мелочь и украшение интерьера органично сочетаются друг с другом, во всем чувствуется творческая душа хозяйки. Для антуража прорублены эркеры в массивных стенах. Сама студия похожа на средневековый замок, но выглядит это не как декорация для кино, а как реальное жилище мастера из прежних времен. Здесь каждая деталь имеет свое место и свой смысл.

Изначально Лидия училась в Северном Международном университете, где был организован в рамках факультета дополнительного образования курс гончарного дела – это было почти 20 лет назад. Там давали самые азы. Потом был долгий перерыв, и она вернулась к учебе.

«Я обучилась гончарному делу в Воронеже около четырех лет назад, и с тех пор я постоянно учусь, покупаю образовательные программы, езжу на курсы. Теперь я понимаю, почему в США, где это ремесло развито, керамисты учатся пять лет, и даже после этого знают не все. Чтобы понять все химические процессы, надо лет десять, – рассказывает Лидия Длинных. – Мне всегда нравилось глина. Но по окончании курса в университете получилась стандартная ситуация: печки нет, глины нет, в нашем регионе вообще некуда обратиться, и можно забыть, зачем ты тратил свое время. Я долго мучилась: к примеру, надо обжечь изделие, а печка есть только в СВКНИИ ДВО РАН, это лабораторная маленькая муфельная камера, и в нее не влезает даже кружка. Для обжига глазури она не предусмотрена, в ней нет переключений, графика роста температур. Как могли, так и делали.

А при работе с глиной все очень индивидуально, это настоящая химия, в гончарном деле постоянно ставишь эксперименты. Раньше я думала: почему все мастера такие жадные, неужели им сложно сказать, сколько чего нужно, как глазировать, как обжигать изделия. Но опыт показал, что значение имеет любой нюанс, – длится Лидия Длинных. – Одно дело – технологичное крупное производство, где все отрабатывается и просчитывается, другое – ручная работа».

Как возникла идея гончарной студии?

«Однажды я «психанула». Вот живу я, завтра меня не станет, а для чего я жила, что получила от жизни, что на самом деле «мое»? Ведь нравится мне совсем другое. Так и появилась гончарная студия «ТерраКот». Сейчас я занимаюсь тем, что мне нравится, и заражаю этим людей. Я люблю, когда мои тараканы отплясывают чардаш в чужих головах. Это ни с чем не сравнимое ощущение жизни.

Я не задумывала этот проект как коммерческий. Но на как-то окупать материалы, и начинаешь думать, кому это еще интересно. Коммерсант из меня никакой. И при этом есть много людей, которые не могут позволить себе финансово такое хобби. Кроме того, одно дело – работать за деньги, другое – подарить знания и натолкнуть человека на что-то новое. Мне не столько важна финансовая составляющая, сколько то, чтобы мое дело жило в других», – отвечает Лидия.

По основному образования она учитель начальных классов. Так что навык написания методики проведения занятия, тематического плана у нее есть. К тому же она работала в системе дополнительного образования.

«Я не любила работу педагога, потому что ненавижу отчеты. Одно дело – рассказать о проделанной работе, а другое – отписки и бюрократия. После работы в образовательных учреждениях я поняла, что в основном там главное – не как работал, а как отчитался, и в один день я сказала себе: «не хочу». Сейчас, когда я возвращаюсь к отчетам, это не вызывает у меня внутреннего протеста, я понимаю, зачем они нужны», – призналась хозяйка.

А как личная студия переросла в полноценную общественную организацию?

«Это произошло благодаря другу, который сказал: чего ты мучаешься, коммерсанта из тебя не выйдет, ИП ты открывать не хочешь, так создай НКО, – поделилась председатель Гильдии мастеров. – Он помог на первом этапе закупить все необходимое. Одно дело 300 кг глины, другое – тонна. Она и лежит у него на складе. Кстати, по объему это не так много, меньше одного кубического метра.

Есть моменты, когда понимаешь, чего тебе хочется, но самостоятельно ты все сделать не можешь. Тут необходимы два аспекта. Первый: это команда, с которой ты работаешь, кому это интересно. Второй: знания во всем: где есть гранты, как их писать, как отстаивать и реализовывать свои проекты. Одно дело, когда делаешь для себя. Другое – обязательства перед людьми.

Учредителей сначала было трое. Но есть люди, которые просто помогают, ведь надо переносить тяжелые предметы, перевозить материалы и оборудование, решать организационные вопросы. И я рада, что у нас есть единомышленники.

Теперь есть возможность, благодаря грантам и многому другому, объединять людей и творить. Это изначально не коммерческий проект, не заработок, он не отменяет работу, но это – удовлетворение от того, что ты кому-то что-то дал, вызвал интерес к новому делу и правильную хорошую улыбку, не эйфорию от дискотеки, а улыбку творца. Это самое прекрасное, что может быть: видеть, как у человека меняется взгляд, и преображается выражение лица, когда он делает свое ценное открытие, впервые открывает что-то важное для себя. Тогда я ложусь спать и понимаю, что день прошел не зря».

Почему вы работаете именно со взрослыми?

«В наши дни у детей все-более или менее благополучно, для них созданы кружки, секции, студии, а люди старше 30 и тем более пенсионного возраста остаются не у дел. Но из поля зрения государства выпало поколение здоровых взрослых людей, которым тоже нужна поддержка в организации досуга, в поиске себя. У нас почти нет кружков и секций для них, и жизнь «выросших детей» идет по одному шаблону: «дом – работа, работа – дом». Поэтому я решила основать гончарную студию «ТерраКот». Мне нравится «заражать» людей тем, что приносит радость мне самой, видеть их счастье и гордость, которые мы испытывали в детстве.

Теперь, в рамках НКО, у нас получается реализовывать творческие проекты, в которых бесплатно может участвовать большое количество людей. Самыми в хорошем смысле ненасытными оказались пенсионеры. В ходе занятия есть время попить чай, но их буквально не выгонишь с рабочего места. Среди занимающихся есть и мужчины, не только старшего возраста, но и молодые, Я завороженно смотрю на них, на то, как им интересно, как они вовлекаются в процесс.

Изначально гончарное дело – это мужская работа. Большой кувшин из глины – это тяжесть, чтобы с ним работать, нужна физическая сила. Кроме того, у мужчин хороший вкус и прекрасное пространственное мышление. Еще женщины больше ориентированы на украшение изделий, а мужчины – на их практичность. Но в целом увлечение этим видом творчества не зависит от пола.

Что первично в работе с грантами: твоя идея или заявленные в конкурсах темы?

«Для своих проектов я самостоятельно выбираю темы, и только потом ищу подходящие гранты. Зачем придумывать искусственно, все идеи «под ногами». Я вижу проблему и предлагаю ее решить. Работы для общественников на самом деле много, нужно только успевать отрабатывать. По факту все, что не видят или с чем не справляются чиновники, может стать предметом приложения усилий некоммерческой организации. Бюрократическая машина тяжела на подъем, и в этих случаях подключаются социальные активисты.
Заявились мы на первый маленький региональный грант через полгода работы организации. Победили сразу. Это был проект «Мама в деле». Такие конкурсы отлично помогают понять, с чем имеешь дело. Первую заявку помогал писать МОГАУ «Ресурсный Центр поддержки общественных инициатив»: там можно получить консультации, с тобой будут работать дотошно и детально. Нужную помощь там оказывают всегда, и отрабатывают идеально. На самом деле, очень сложно работать с грантами в одиночку.

Кстати, не во всех регионах есть подобные Ресурсные центры. Я много общаюсь с мастерами Дальнего Востока, из Приамурья, Еврейской автономной области, Приморья, Хабаровского края. Надо отдать должное, хоть у нас и окраина, но с точки зрения команды Ресурсного центра у нас все хорошо.

У меня сейчас два таких небольших гранта. Отмечу, что Фонд президентских грантов на сегодняшний день – это наиболее удобная во всех смыслах с точки зрения обратной связи форма работы».

На сайте Гильдии мастеров значится: «Другой Север». Что это значит?

«Другой север – это люди, которым интересен наш край, и чья позиция не всегда соответствует общему представлению о Колыме, которое существует за пределами региона. Нас не очень в данном контексте интересует лагерное прошлое области или туризм, мы просто живем тут и хотим делать то, что нам нравится, и развиваем регион сообразно своим представлениям. Поэтому наша организация – это и есть «другой Север», в этом понятии смысл того, что мы делаем».

Автор: Ольга Лопатникова

 
Автор:  Ольга Лопатникова

 

Источник информации: https://kolyma.ru